Мигрируешь в облако? Помни о рисках
27 марта 2014 г. | Егупов Всеволод
Согласно оптимистичному прогнозу компании OrangeBusinessServices, рынок облачных услуг в России вырастет с 2012 по 2016 год более чем вчетверо — с 4,5 до 19 млрд рублей. При этом наибольший интерес заказчики будут проявлять к решениям IaaS и SaaS — средний ежегодный рост этих сегментов составит около 40 и 50%. Однако процесс миграции в облако имеет специфические особенности, не учитывая которых, можно не добиться поставленной цели. Об этом — интервью со Всеволодом Егуповым, руководителем группы продаж ИКТ T-Systems.
Использование сервисов в корпоративных целях из внешних облаков становится все более привычной практикой. Какие приложения обычно предпочтительно выносить в облака в первую очередь?
Выгоднее всего в облако выносить стандартизованные приложения SAP, Microsoft SharePoint, Lynс, Exchange, — потому что они имеют высокую степень стандартизации.
Однако кастомизация этих продуктов в России имеет свою специфику, отличается от зарубежной. Европейские заказчики, например, чаще выходят на аутсорсинг, потому что у них многие бизнес-процессы стандартизованы. Они в большей степени используют стандартную функциональность приложений SAP или Microsoft, а потому кастомизация этих продуктов минимальна. И эту стандартную функциональность европейские заказчики не меняют на протяжении длительного периода.
Работая со многими заказчиками, европейский провайдер хорошо знает, как функционирует приложение. У него есть сертифицированные каждым вендором специалисты, которые досконально знают, как работать именно со стандартными процессами. Клиенту необходимо лишь держать у себя какую-то минимальную команду для управления поставщиком.
Каким компаниям выгоднее всего использовать облачные услуги?
Прежде всего — крупным территориально распределенным компаниям, так как самая большая экономия достигается за счет эффекта масштаба.
Особенность российских заказчиков заключается в том, что у них используется много локальных систем и самописной разработки, специфичных именно для российского рынка. Такие продукты сложно перенести в облако и посадить на облачные ресурсы, архитектура которых создавалась под стандартные решения и мировые стандарты.
Заранее невозможно сказать, как поведет себя то или иное локальное приложение на мощностях того или иного провайдера. Каким будет входной и выходной поток данных, то есть насколько эта конструкция будет производительной? В зависимости от того, как приложение разработано, оно может оказаться требовательно к ресурсам облака.
И чем более стандартизовано приложение, тем провайдеру проще и выгоднее создавать такую платформу.
Например, у T-Systems есть платформа, которая разработана под хостинг приложений SAP: называется она красноречиво — Dynamic Services и состоит из так называемых «building blocks». Работоспособность и производительность каждого из «кирпичиков» измеряется не в привычных единицах процессорных мощностей или количестве оперативной памяти, а в единицах измерения SAPS. Приложение SAP на созданной для этого вендора платформе T-Systems тестируется, и в зависимости от версии продукта делается оценка того, сколько SAPS требует конкретная конфигурация.
Не секрет, что одним из препятствий на пути более широкого использования российскими заказчиками облачных услуг, предоставляемых европейскими провайдерами, является страх передачи персональных данных…
Интересно, что конкурирующие между собой Shell и BP не видят ничего страшного в том, чтобы располагать 80% своих приложений в облаке T-Systems, на соседствующих виртуальных серверах. Все их данные защищаются адекватным законодательством. Ситуация, когда агентства каких-то других стран запросят у такой компании как T-Systems, дочерней компании Deutsche Telekom, корпоративные данные каких-то пользователей, — невозможна.
На рынке РФ мы предлагаем услуги на базе ЦОД в Австрии, в конституции которой закреплен принцип нейтралитета и которая имеет тесные экономические связи с нашей страной.
Регулятор в лице Министерства связи и массовых коммуникаций РФ своим письмом от 13 мая 2009 г. № ДС-П11—250—2 «Об осуществлении трансграничной передачи персональных данных», разъясняет, что факт ратификации Конвенции о защите прав физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 г. может считаться свидетельством достаточного уровня защиты персональных данных в данной стране. В России сегмент облачных услуг в том числе регулируется Законом о персональных данных N 152-ФЗ. Но в этом законе присутствуют требования, которые несколько тормозят развитие рынка облачных сервисов в России.
Например, закон обязывает оператора данных помимо целей обработки данных получить согласие всех субъектов персональных данных, а также указать согласие всех лиц, которые будут обрабатывать персональные данные по поручению Оператора персональных данных – работодателя каждого сотрудника. То есть необходимо указать не только генподрядчика, который берет на себя ответственность, но и всех остальных лиц, кто стоит за ним по цепочке, всех подрядчиков. Это одно из существенных препятствий развития направления аутсорсинга, так как этих лиц может быть несколько, и они могут меняться для достижения наибольшей экономии издержек при оказании облачных услуг.
Особенность предоставления облачных услуг в том, что с целью снижения эксплуатационных расходов центр обработки данных может находиться в одном месте, а его эксплуатация и поддержка корпоративных систем заказчика производится из другого. Это позволяет сделать администрирование экономически эффективным. Например, для T-Systems это могут быть страны Восточной Европы. А когда изменится коньюнктура рынка, и выгоднее будет оказывать эти услуги, например, из Бразилии или из Аргентины, — то по закону, защищающему российских заказчиков, придется переподписать это согласие, то есть получить согласие у субъекта о том, что добавляется еще одна страна. Если же заказчик представляет собой крупный холдинг с территориально-распределенной структурой, то это выливается в целый HR-проект по сбору таких согласий.
Однако насколько я вижу, законодательство постоянно совершенствуется. Надеюсь, что в будущей его реинкарнации будут внесены соответствующие поправки. Если законодательно будет установлено, что единый генподрядчик оператора ПДн (то есть «T-Systems Россия» или любой другой провайдер) станет генподрядчиком по отношению к корпоративному заказчику и будет нести полную ответственность за сохранность и адекватную защиту ПДн перед оператором ПДн, который ему это поручил — то это подтолкнет развитие рынка аусорсинга и облачных услуг в России».
Оправдан ли с финансовой точки зрения перенос самописных систем во внешний ЦОД?
Заранее сложно предсказать, будет ли вообще такое приложение работать на конкретной платформе, и какова будет стоимость такого сервиса. Клиенту, который намерен разместить в облаке нестандартизованные приложения, может быть необходим консалтинг. Да и поддерживать такие системы клиент будет самостоятельно — провайдер сможет предоставить ему лишь вычислительные ресурсы в формате IaaS. А это значит, что ему придется сохранять дорогостоящий персонал на выполнение таких задач.
Специфика российского рынка как развивающегося проявляется и в том, как расставляются приоритеты и оценивается эффективность. Например, в Европе выгодно сокращать капитальные затраты. Чем меньше вложенный капитал — тем больше возврат вложенных инвестиций (ROCE). Этот показатель часто влияет на стоимость акций. Но в России Capex может быть выгоднее, чем Opex — иногда это нужно для капитализации, для выхода на IPO. А иногда причина в том, что бонусы топ-менеджеров зависят от снижения операционных расходов. На российском корпоративном рынке облачные услуги могут быть интересны компаниям, которые играют на глобальном рынке и зависят от статистических финансовых показателей, характеризующих изменчивость цен на рынке (волатильность, англ. Volatility).
В Европе экономическую модель для миграции в облако заказчик и провайдер зачастую рассчитывают совместно, исходя из текущего реалистичного уровня затрат клиента, включая ФОТ менеджмента, налоги, мобильную связь, аренду на 1 шт. ед и пр., а также уровня экономии, который клиент хотел бы достичь при переходе на иную модель управления ИТ. Выпускается тендерный проект, пишется задание, часто с привлечением сторонней профессиональной организации, которая даже может от имени заказчика провести такой тендер. В России нам только предстоит прийти к такой степени прозрачности.
Цена облачных услуг, конечно, зависит, от технического решения. А техническое решение часто зависит и от готовности выполнять все требования ФЗ 152. Эффективность облачных решений не только и не столько определяется экономией бюджета. Такие решения позволяют повысить гибкость, прозрачность и управляемость ИТ. Особенно актуальны облачные услуги для компаний, ведущих свою деятельность в условиях высокой конкуренции, выиграть в которой можно за счет гибкого и быстрого принятия своевременных решений на базе достоверной информации. Теги: облака, IaaS, SaaS, T-Systems
|
Чтобы оставить свой отзыв, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться
Комментариев: 0